Забытое Искусство Одеваться.

Читаю роман «Ночь нежна» Ф.С. Фитцджеральда, бессмертного короля утонченного слога. Погружаюсь в магию эксцентричных 20-х, в эфемерную ауру его «эпохи джаза». Здесь каждое предложение, каждая метафора затрагивает самые гурманские струнки души читателя. Фитцджеральд как коллекционное вино. Его нельзя «проглатывать» — его нужно читать релаксивно, неторопливо, почти вслух : только так можно вполне ощутить ноты невесомого очарования его произведений, распускающиеся на кончике воображения.

Впрочем, написать я хотела о другом. Когда я дохожу до мест, где описано то, как одевался главный герой романа Дик Дайвер, меня охватывает смешанное чувство: 60% восхищения-40% печали. Собственно, этой противоречивой смесью я и спешу с вами поделиться.

… «Полный достоинства, элегантный вплоть до последних мелочей костюма»…
… «Шляпа на нем была образцом шляпного совершенства, в руке он держал массивную трость, в другой руке – желтые перчатки»…
… «В сорочке с манжетами, ладно облекавшими запястье, в пиджаке с обшлагами, как муфта или втулка охватывавшими манжеты сорочки, с воротничком, гибко прилегавшим к шее, идеально подстриженный и выбритый»…
… «На нем были короткие кожаные штаны, армейская рубашка, горные ботинки. В рюкзаке лежала смена белья и костюм из легкой бумажной ткани.»… (Недавно вошедший в то время в моду стиль милитари, который Дик использовал во время путешествия на велосипеде)
… «Когда пришел коридорный с костюмом, Дик облачился в белую сорочку, повязал черный галстук и заколол его булавкой с крупной жемчужиной; через другую такую жемчужину был пропущен шнурок от пенсне.»…

Завораживает, не правда ли? Эта безукоризненность линий, изысканность сочетаний , отточенная легкость говорят убедительнее тысячи слов. Перед нами истинный Sartorialist (в дословном переводе с англ. «тщательно одетый человек»), дэнди; человек, имеющий вкус и уважение к искусству оформлять себя.

Это человек, который с холодной заботой ювелира занимается огранкой бриллианта собственной личности. Весь его облик в своей тщательности излучает столь мощное сияние самоуважения и достоинства, что, еще не сказав ни слова, он уже становится ключевой персоной любого общества.

Если вы читали роман, то вы знаете, каким головокружительным успехом он пользовался и у женщин, и у мужчин. Если женский интерес к его персоне имел романтический характер, то мужчины хотели быть с ним на дружеской ноге, видеть в числе своих гостей и, конечно, хоть отчасти обладать его магическим обаянием. Безусловно, дело здесь не только в одежде, но и в умении держать себя; умении быть шутливым, но никогда шутом; в неуемной фантазии и иронии, с которой он устраивал свои вечера; готовности твердо, но дипломатично решать возникающие недоразумения.

Но сейчас мы говорим о том забытом искусстве одеваться, которым в те годы (послевоенные, кстати) обладал отнюдь не только Дик Дайвер. Мы говорим о времени, когда это была повсеместная норма. Я, конечно, имею в виду те слои общества, которые могли себе это позволить. Для мужчин было совершенно естественным одеваться элегантно, со вкусом продумывать свой костюм. Одевались тщательно не только к какому-то торжественному случаю — это было каждодневной нормой. Для мужчин было естественно изобретать способы выглядеть достойно даже тогда, когда условия не вполне это позволяют.

… «Дик приводил в порядок свои вещи; внимательно осмотрел перчатки, которые надевал сегодня, и бросил их к другим, лежавшим кучей в углу чемодана. Пиджак и жилет уже висели в шкафу на плечиках, а на другие плечики он повесил сорочку – метод, изобретенный им самим. «Можно надеть не совсем свежую сорочку, но мятую сорочку надевать нельзя».»

Конечно, сейчас мы не меняем каждый день перчатки, да и вообще мужской гардероб несколько упростился за последний век. Может, это и хорошо, но печально другое: вместе с этой «сложнопостановочностью» ушла и Культура Одеваться, которая раньше передавалась от отца к сыну. То есть мальчики к моменту взросления уже глубоко впитывали в себя простые истины о том, какие фасоны костюмов нужно носить, какую обувь к ним подобрать, как сочетать цвета и ткани, как использовать аксессуары в своем образе. В итоге для выросшего в такой обстановке молодого человека одеваться тщательно, творчески и со вкусом было так же естественно, как, скажем, принять ванну или позавтракать. Мужчины одевались изысканно не только по случаю больших праздников — они были безукоризненны каждый день и были бы очень удивлены, если бы знали, что я сейчас пою им за это дифирамбы.

К слову, в Европе, например, во Франции, в Италии, эта культура к счастью сохранилась. Там и сейчас многие отцы с детства прививают своим сыновьям вкус к одежде и умение правильно подать себя. Причем, делается это не «из-под палки», а так, как если бы им открывали мир коллекционнного вина и учили свободно ориентироваться в его оттенках. В дореволюционной России культуре мужского гардероба и умению держать себя так же отводилась вполне достойная роль, но после 1917-го она, к сожалению, свелась к минимуму и за почти сто лет, конечно, утратилась вовсе. Теперь российским мужчинам, осознавшим необходимость держать свой стиль на достойном уровне, приходится очень сложно, так как у них нет этого в крови — есть только обрывки тех или иных полуправил, когда-то случайно до них долетавших.

Но на самом деле есть и позитивная сторона вопроса. Я заметила, что сейчас все большее количество российских мужчин начинает следить за собой, тщательнее относиться к своему гардеробу и вообще своему внешнему облику. И, самое главное, у них получается! Могу сказать по своему опыту, что подавляющее большинство моих клиентов после консультации уже на следующую встречу со мной одеваются, правильно применяя полученные рекомендации, и уже начинают выглядеть значительно лучше, хотя процесс преображения еще только начался. Через некоторое время после обновления гардероба они уже начинают иначе смотреть на мир, на себя и на людей вокруг. Они замечают стилистические ошибки и не понимают, как сами могли быть раньше столь небрежны по отношению к своему внешнему виду; как могли не знать, что опрятный и продуманный внешний вид — это одна из форм проявления уважения к окружающим тебя людям, которая, к слову, всегда и незамедлительно находит соответствующий отклик. Это очень вдохновляет — значит, у российских мужчин, несмотря на упущенные сто лет, есть и желание, и способность заново осваивать это забытое искусство одеваться.

Кстати и герой нашего разговора Дик Дайвер, насколько я поняла, безупречно одеваться учился cам — сомневаюсь, что его отец, американский священник, прививал ему чувство стиля. Так что, тем более, не все потеряно.

Кроме того, может быть, кто-то из вас, прочитав это размышление, найдет интересным для себя с детства подготовить своего подрастающего мужчину к тому, чтобы войти во взрослый мир в достойной огранке.

Искренне ваша, Ирина Блик.

Прокрутить вверх